Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»

     22 апреля 2015 года состоялась поездка студентов инженерного института на авиационный завод «Сокол » в Н-Новгороде.

«История Горьковского авиационного завода имени Серго Орджоникидзе № 21, ныне Публичного акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – это, прежде всего, история развития отечественной истребительной авиации. Завод производил опытную и серийную авиационную технику, разработанную в опытно-конструкторских бюро выдающихся советских авиаконструкторов: Н.Н. Поликарпова, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.М. Мясищева. Всего за годы своего существования предприятие выпустило более 43500 самолетов.

Строительство авиационного завода № 21 в Нижнем Новгороде было запроектировано согласно директивам I пятилетнего плана и Постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 21 октября 1929 года. Новое предприятие должно было стать не только самым «…значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолетостроительных единиц среди заграничных заводов».

В мае 1930 года был заложен фундамент первого корпуса, а феврале 1932 года была пущена первая очередь предприятия: деревообрабатывающий, инструментальный, медно-дюралевый, механический, слесарный и ремонтный цехи, сушилка авиационной древесины.

Первым самолетом, запущенным в производство, стал истребитель И-5 конструкции Н.Н. Поликарпова, который строился серийно в 1932-1934 годах. За три года предприятие выпустило 661 самолет И-5, что составило 82,3% от общего количества выпущенных в стране истребителей этого типа. Успехи завода были отмечены правительственными наградами для работников, а само предприятие премировано самолетом Р-5.

В апреле 1934 года под руководством директора завода Евгения Ивановича Мирошникова на предприятии началось освоение еще одного поликарповского истребителя – И-16, первые образцы которого испытывал шеф-пилот завода В.П. Чкалов.

В 1936 году завод переходит на поточно-конвейерную систему выпуска самолетов, в результате внедрения которой цикл выпуска самолета из сборочного цеха сократился с 45-60 до 5 суток, а цикл наземных и летных испытаний в результате перестройки работы аэродрома сократился с 15 до 3 дней. За выдающиеся заслуги в деле снабжения Красного Воздушного Флота скоростными истребителями завод № 21 имени С. Орджоникидзе постановлением ЦИК СССР от 28 декабря 1936 года был награжден орденом Ленина.

В предвоенном 1940 году на заводе организуется производство цельнодеревянного истребителя ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. В ноябре того же года Семен Алексеевич Лавочкин был назначен главным конструктором завода № 21».

Завод в годы войны стал ведущим по выпуску самолетов. Именно на этих воздушных машинах летали легендарные летчики Великой Отечественной войны: И.Н. Кожедуб , А.П. Маресьев.  Заводчане работали на износ. Завод не останавливался ни на минуту. С конвейеров сходили все более усовершенствованные машины и сразу же отправлялись на фронт.

После войны  авиационный завод продолжил выпуск военных самолетов: истребителей  и бомбардировщиков. С 1949 года началось сотрудничество Горьковского авиазавода с ОКБ А.И. Микояна, которое продолжается и до настоящего времени, и предприятие перешло на производство самолета МиГ-15. Наступила эра МиГов. Сегодня завод выпускает МиГ-31.

Во время экскурсии у студентов была возможность ознакомиться с современными  боевыми машинами: на территории завода сделана площадка для самолетов, которые отработали свой ресурс и сегодня являются выставочными экземплярами. Экскурсовод подробно рассказывал о рабочих качествах каждой машины.

 Дальше экскурсия проходила в музее авиационного завода. Там собраны все важные документы, касающиеся предприятия, от распоряжения о строительстве авиазавода, закладки первого камня и до строительства современных корпусов. Боевые ракеты, пулеметы, катапульты. Все это студенты могли посмотреть, задать интересующие вопросы. В заключение был показан документальный фильм о работе МиГов в воздухе. Мощь и красота техники  никого не оставила равнодушным.

SAM_0648

Все права защищены © 2016 НГИЭУ